ГБОУ ДПО «Московский областной
учебный центр» Основан в 1948 году
prog_5

Программы по направлению «Социальная защита»


КУРС 1
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

3 дня – установочная сессия (24 часа), 1 день – итоговая аттестации (8 часов)


Цель обучения – повышение квалификации и получение знаний, умений и навыков работы по организации деятельности в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание программы:

1. Нормативная основа деятельности органов опеки и попечительства  
1.1. Основы правового положения ребенка в Российской Федерации. 
1.2 Понятие органов опеки и попечительства, их основные функции. Нормативно-правовые акты федерального уровня, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства. 
1.3 Участие органов опеки и попечительства в гражданском судопроизводстве. 
2. Основные направления деятельности органов опеки и попечительства в сфере защиты и охраны прав несовершеннолетних
2.1. Нормативное регулирование деятельности органов опеки и попечительства Московской области.
2.2. Защита жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Обеспечение дополнительных гарантий.
2.3. Социально-правовая защита детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в учреждениях Московской области. Постинтернатное сопровождение.
2.4. Деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Организация работы с кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.
2.5. Профилактика социального и вторичного сиротства. Порядок взаимодействия органов опеки и попечительства с территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.6. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства.
3. Психологическая безопасность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1. Оценка состояния психологической безопасности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основы их психологической защищенности.
3.2. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе. Навыки эффективного взаимодействия с детьми.
4. Основы взаимодействия родителей с приемными детьми
4.1. Семейное воспитание, его стили и навыки общения с детьми. Формирование позитивной жизненной стратегии у ребенка.
4.2. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия родителей с приемными детьми. Детско-родительские отношения в замещающей семье.
4.3. Конфликтная компетентность. Способы разрешения конфликтов в замещающей семье. Формирование позитивной жизненной стратегии у ребенка.

 


КУРС 2
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

3 дня – установочная сессия (24 часа), 1 день – итоговая аттестации (8 часов)


Цель обучения — систематизировать представления слушателей о работе социальных служб на современном этапе; изучить новый опыт и технологии работы с семьей, женщинами и детьми; дать представление о задачах заведующих отделами по делам семьи, женщин и детей.

Содержание программы:

1. Социальная работа с семьей и детьми
1.1. Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты женщин и семей с детьми. Семейный кодекс Российской Федерации – основа семейных отношений.
1.2. Демографические тенденции и социально-экономическое положение российской семьи с детьми в современном обществе.
1.3. Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Московской области.
2. Современные технологии социальной работы с семьей, детьми и женщинами
2.1. Супружеские отношения и факторы, влияющие на них.
2.2. Отношение родителей и детей.
2.3. Современные технологии социальной работы с различными типами семей: неполной, многодетной, молодой, с ребенком инвалидом, мигрантов.
2.4. Женская занятость: проблемы и перспективы.
2.5. Профилактика и предотвращение женского и детского насилия.
2.6. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.
3. Управление в социальной сфере
3.1. Основные составляющие социального управления.
3.2. Функции социального управления в сфере социальной поддержки материнства и детства.
4. Информационное обеспечение отделов по делам семьи, женщин и детей
4.1. Виды информации для органов социальной защиты населения.
4.2. Практические основы организации социологических исследований.


КУРС 3
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ

3 дня – установочная сессия (24 часа), 1 день – итоговая аттестации (8 часов)


Цель обучения – оказание помощи в профессиональном становлении практических работников, занимающихся проблемами социальной защиты инвалидов, формирование специалистов, которые смогут применять научно обоснованные методы и средства для решения управленческих и других конкретных проблем, встречающихся в повседневной жизни лиц с ограниченными возможностями.

Содержание программы:

1. Теоретические и организационные основы социальной защиты инвалидов 
1.1. Инвалидность как социальная проблема. 
1.2. Структура инвалидности и положение инвалидов в России. 
2. Правовые основы социальной защиты интересов инвалидов
2.1. Международная правовая база защиты интересов инвалидов.
2.2. Федеральная правовая база социальной работы с инвалидами.
2.3. Региональная правовая база социальной работы с инвалидами (на примере Московской области).
3. Исторический опыт социальной работы с инвалидами
3.1. Исторические аспекты социальной работы с инвалидами в России.
3.2. Социальная работа с инвалидами в контексте социальной политики Российской Федерации.
3.3. Зарубежный опыт социальной работы с инвалидами.
4. Технологии социальной работы с инвалидами
4.1. Основные направления технологии социальной работы с инвалидами.
4.2. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов.
4.3. Технология социальной диагностики: цели, этапы и способы проведения.
4.4. Содержание и организация социально-профилактических мероприятий с инвалидами.
4.5. Технология психолого-педагогического воздействия в работе с инвалидами.
4.6. Технология социальной адаптации в работе с инвалидами.
4.7. Технология социальной терапии и методика ее осуществления в работе с инвалидами.
4.8. Технология социальной работы с детьми-инвалидами.
4.9. Технология социальной работы с инвалидами трудоспособного и пожилого возраста.

 


КУРС 4
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

3 дня – установочная сессия (24 часа), 1 день – итоговая аттестации (8 часов)


Цель обучения – повышение профессионального уровня специалистов социальной сферы в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, профилактики детской преступности и реабилитации несовершеннолетних жертв правонарушений и правонарушителей.

Содержание программы:

1. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
1.1. Правовое положение ребенка в семье и обществе на всех этапах исторического развития России.
1.2. Исторические аспекты возникновения специальных мер профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.3. Несовершеннолетний и современное семейное законодательство.
1.4. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
2. Организационно-правовые формы и основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.2. Организация деятельности органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания семьи и детей.
2.3. Органы управления образованием и образовательные учреждения.
2.4. Органы опеки и попечительства.
2.5. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.
2.6. Органы внутренних дел.
2.7. Центры временного содержания для несовершеннолетних.
2.8. Уголовно-исполнительные инспекции.
2.9. Органы службы занятости.
2.10. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи.
2.11. Деятельность органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
3.1. Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
3.2. Порядок направления материалов в суд, их рассмотрение, порядок обжалования. Исполнение постановлений суда.
3.3. Международные стандарты и нормы ООН в области правосудия несовершеннолетних.
3.4. Правосудие в отношении несовершеннолетних: особое обращение с малолетними правонарушителями.
3.5. Основные требования международных правовых норм.
4. Исполнение административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних
4.1. Задачи административного законодательства.
4.2. Подготовка и рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних.
5. Политика предупреждения преступности несовершеннолетних как часть национальной политики государства в отношении несовершеннолетних
5.1. Криминологическая оценка преступности несовершеннолетних.
5.2. Процессы и явления, влияющие на формирование преступного поведения несовершеннолетних. Основные направления повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних.
6. Организация и проведение индивидуальной профилактической работы
6.1. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, их права.
6.2. Основания проведения индивидуальной профилактической работы.
6.3. Содержание индивидуальной профилактической работы.